Город Вольтерра - экскурсии с гидом Ирина Лихота

 

Город Вольтерра

Из всех тосканских городов обладает мистической привлекательностью. За 300 лет существования он настолько пропитался рассказами о вурдалаках и колдуньях, что даже каменные башни превратились в таинственные обители призраков. Только гуляя по дорогам, вымощенным камнем, касаясь ладонями мощных блоков дворцов, крепостных стен и арок из желто-серого туфа с отпечатками перламутровых ракушек, где все создавалось столетиями, можно почувствовать дуновение вечности, просочившееся в каждое строение.

Поражающий своим воинственным и грозным видом, он одиноко возвышается над равниной, на неровном, отвесном туфовом холме продолговатой формы на высоте 531 м пл. 252 км² с запада на восток, защищённый крепостными стенами, вокруг – глубокие, поросшие зеленью каньоны.

Его очарование особенно чувствуется в тихое раннее утро, когда поля окутаны туманом, приближаясь, он выглядит парящим над облаками. Отдаленность от главных дорог тоже сыграла свою роль. Он не был баловнем судьбы и не отличается новинками прогресса, поэтому складывается впечатление, что живет почти в полусне. Видимо, в этом и есть его шарм, хотя в своей медлительности он довольно динамично продвигается за счет туризма, сельского хозяйства и производства самого прозрачного Алебастра, которое началось с более двух тысячелетий назад. И до сих пор почти в каждом закоулке можно встретить студии, где покрытые белой пылью мастера, вручную, творят из этого нежного материала подлинные чудеса.

История города Вольтерра

Являясь одним из самых древних в Италии, никто не знает точную дату основания, величается энциклопедией Тосканы. И это справедливо, ведь достаточно ладонями коснуться мощных блоков песчаника, сразу осознаешь, просочившееся в каждое здание, присутствие первых народов. И возникают вопросы: «С чего начиналась Тоскана? Кем были пришельцы? К какому племени относились, откуда они пришли?».

Мы знаем о них много благодаря захоронениям, но от этого загадок не уменьшилось. Тит Ливий уверял, что откуда-то с севера. Дионисий Галикарнасский отстаивал их италийское происхождение. Геродот считал, что они были выходцами из Малой Азии – территория современной Турции.

Они нашли эту землю с прекрасным мягким климатом, широкими долинами, с плодородной почвой, словно самой природой приготовленной для земледелия и скотоводства, с густыми лесами и голубыми бухтами для портов, дав ей название Этрурия. Потребовались века, чтобы, медленно развиваясь, достигла своего расцвета. Все поселения были объединены в единый союз и входили в конфедерацию двенадцати лукумоний:

  • Вейи (после 396 года – Пуплуна)
  • Каисра
  • Тархна
  • Велзна
  • Вульчи
  • Руселлы (Rusellae)
  • Клузий
  • Перузия
  • Ватлуна
  • Велатрий
  • Арреций
  • Куртун

Без сомнения, деревня существовала раньше, чем там появились этруски, и не исключено, что она никогда не меняла свой облик и уклад коренным образом.

Достопримечательности Вольтерры

Здесь есть возможность прикоснуться к их гениальной изобретательности «Порто аль Арко» – воротам, выложенным из огромных прямоугольных глыб. Так никто и не знает, что символизируют три головы, потрёпанные ветрами, скорее всего, триаду богов – Тинию, Уни и Менрву. Стоя под ней, создается чувство, как будто через врата проникаешь в другое пространство, ощущая силу и трагедию загадочной цивилизации, жестокость победителей и, конечно, достоинство горожан.

Римские архитекторы тоже потрудились. Соблюдая строгие учения Вергилия, возвели Театр по примеру Одеона, откуда открывается впечатляющая панорама на крутые обрывы «Лэ балце», образовавшиеся в результате оползней, и на бенедиктинское Аббатство, основанное в 1030 году монахами отшельниками из Камалдоли. Нам выпала грандиознейшая удача увидеть, дотронуться до останков построений и даже представить, как в те далёкие времена актеры, выходя на сцену из-за кулис, наполняли его жизнью своими голосами, благодаря уникальной акустике.

Раннесредневековой архитектура сохранилась даже в самых микроскопических городках, но только здесь, где все создавалось столетиями, можно почувствовать дыхание вечности. Площади, защитные сооружения, узенькие проулки – все строилось из желто-серого туфа с отпечатками перламутровых ракушек. Меняясь, правители стремились поставить клеймо своего правления.

Так, к IX в., пережив натиск германских племён, императоры передают светскую власть епископам. После смерти Пагано Панноккьески (1239), местные нобили создают свободную коммуну, строя грандиозное палаццо Приори (1208). Построенное как символ свободы, станет гнездом конфликтов между ведущими семьями, впоследствии – объектом потери управления, с 1361 года попав под влияние флорентийцев, местом буйных переворотов в 1472 году – из-за найденных залежей квасцов (ценного минерала, использовавшегося для окраски тканей), и окончательным захватом Вольтерры и ее разорением войсками Федерико да Монтефельтро.

Такое грустное напоминание о себе оставила Флоренция, и теперь суровую красоту домов-башен теснят элегантные дворцы эпохи Возрождения и военный форт Медичи, возведенный по приказу Лоренцо Великолепного для надзора и погашения городских волнений.

Долгие годы, в отличие от Сан-Джиминьяно, он оставался вне туристических маршрутов. Ведь то, что дремлет в пещерах, лучше не тревожить. У валуна Мандринга в жаркие летние дни у расщелины с чистой водой собираются жители, но с приходом темноты появляются коты, перекрикиваются совы, доносятся странные звуки и завывания.

В полнолуние, когда луна светит как днём, начинают свою спиральную пляску вокруг костра ведьмы, призывая саму колдунью – Арадию. С ней пауки в больших количествах, а здесь они особенные – черные с красными пятнами «ragno rosso proprio dell’agro Volterrano». С легкой руки писательницы Стефани Майер, к нечистой присоединились ещё и вампиры – клан Вольтури, из романа «Сумерки», поселившись в дворцовых подземельях Приоров. Поэтому без проводника сюда ехать не желательно, и только с гидом можно заглянуть в узкие переулки и подвалы – туда, где по ночам пируют эти оборотни, и убедиться, где фантазии, а где действительность?

Гуляя по улочкам с ремесленными мастерскими, немыслимо уехать без алебастрового сувенира, пропитанного духом вековой традиции. Две разновидности: кальциевый (карбонат) и меловой (гидрат сульфата кальция). В Алебастроне, местности в Египте, где добывали, из него вырезали небольшие сосуды и вазы для хранения мазей.

Позднее технику переняли в Греции и Этрурии, называя его «божественным». Производили грушевидные вытянутые вазочки для благовоний и ароматических жидкостей для женщин. Роскошные саркофаги, изображая на барельефах сценки из повседневного быта, воображаемые путешествия в потусторонний мир, эпизоды из греческой мифологии, окрашивая поверхность минеральными веществами, а иногда, покрывая очень тонким слоем сусального золота. В известняковых ущельях Castellina Marittima ещё остался самый античный, наслоившийся еще с миоценового периода путем длительного процесса осадки и концентрации сталагмитовых солевых отложений.

Праздники и мероприятия города Вольтерра

  • Международный фестиваль искусства и культуры.
  • «А.Д. 1398» – историческая реконструкция средневекового базара проводится в 3-4 воскресенье августа.
  • «Volterra Jazz» – выступления джазовых музыкантов в августовские вечера.
  • «Volterragusto» – гастрономическая ярмарка, посвященная продуктам: сырам pecorino, маслу, вину, трюфелю, печенью с миндалём «cantuccini».

Музеи Вольтерры

  • В Pinacoteca Solaini хранятся произведения флорентийских, сиенских художников (XIV–XVII), Доменико Гирландайо, Лука Синьорелли, Россо Фиорентино («Снятие с Креста»).
  • В Palazzo Incontri-Viti находится частная коллекция фарфора и восточных изделий.
  • В Museo etrusco Guarnacci собрано полноценное собрание артефактов, керамики, бронзы с самой интересной скульптурой «Вечерняя тень» III в. до н.э., погребальных урн.
  • Акрополь в археологическом парке «Е. Фьюми».

Кинотуризм – фильмы, снятые в Вольтерре

  • Vaghe stelle dell’Orsa (1965), un film Luchino
  • Ritratto di donna velata (1975), TV Flaminio Bollini
  • Camminacammina (1981), Ermanno Olmi
  • Fulvio Wetzl. Milonga (1999)
  • Emidio Greco Mondovino (2004), Jonathan Nossiter
  • The Twilight Saga: New Moon (2009), Chris Weitz
  • La musica del silenzio (2017), Michael Radford Fullmetal
  • Alchemist, Fumihiko Sori