Пузатая дама – Фияско Даммиджана

Символ Кьянти — Длинная история пузатой Дамы Фияско Даммиджана

История Фияско Даммиджана уникальна в своем роде. Ни одна бутылка в мире не может похвастаться историей, подобной Фияско, которая родилась в XIV веке во Флоренции. Была одета в плетёную арматуру из болотной травы Вальдарно трудолюбивыми руками местных женщин, и стала путешествовать, сопровождая вино Кьянти по всему миру, как символ его качества.

Первоначальной моей идеей было рассказать историю, но я подумала, что это не просто стеклянная тара, у неё есть душа и, главное, формы. Не правда ли, она напоминает женскую фигуру с округлёнными бёдрами? Всего-то капля стекла, завёрнутая в солому, так поэтически говорят о ней стеклодувы «fiascai» стекольного завода в Монтелупо Фиорентино (Vetreria Etrusca di Montelupo Fiorentino). И кто знает, возможно, в те далёкие времена, вдувая жизнь в стекло, её создатели думали о красивых округлых формах своих жён. Раз уж эта стеклянная бутыль имеет такие красивые женские формы, тогда приятнее будет дать ей имя Фияско и фамилию Даммиджано.

Что такое фияско «Fiasco»

Это слово происходит от древнеримского «flasco», которое, в свою очередь, напрямую связано с немецким глаголом «flechten» – плести, оплетать. К слову, наша «фляжка» имеет то же происхождение. А всем известное выражение «потерпеть фиаско» имеет непосредственное отношение к итальянской традиции в азартных играх, когда проигравшему нужно бежать в лавку за ещё одной fiasca Chianti.

Сказание о даме Фияско Даммиджана

Традиционная приземистая бутылка с оплёткой, предназначенная в основном для хранения вина и масла, стала «Героиней», и символом основных продуктов экономики Тосканы, сельского хозяйства и региональной индустрии.

Точная дата рождения «Дамы» неизвестна, хотя первый документ о производстве очень похожей пузатой бутылки восходит к 1275 году в Сан-Джиминьяно, где некоему синьору Кремолино (Cheronimo) было дано разрешение на открытие печи по производству стекла.

Но, как всегда, Флоренция оставляет приматы себе, и утверждает, что Фияско имеет флорентийское гражданство, поскольку существует акт рождения, датированный первой половиной XIV века, когда по указу гильдии врачей dell’Arte dei Medici e Speziali, стеклянная бутылка заменила металлическую флягу. Идея была положить конец постоянному мошенничеству с составом металлического сплава, к которому добавляли слишком много свинца, вредного для здоровья из-за органического изменения содержащейся в ней жидкости. С древних времён было известно, что стекло не меняет консистенцию и вкус и не передаёт запахи, как это происходит с продуктами, хранящимися в терракотовых контейнерах с пористыми стенками.

Важную информацию о существовании нашей стеклянной Дамы во Флоренции предоставляют два романа Декамерона (VIII, IX день; II, VI день) Джованни Боккаччо, написанные между 1348 и 1353 годами, где он в шуточных рассказах упоминает даже о её разных размерах и вместимости. Можно сказать больше, она была настоящей «Звездой» 1400 столетия, поскольку формы её создавал не простой «bicchieraio» – стеклодув, который производил стекло общего пользования по типу стаканов, а высокой специализации Маэстро «fiascaio», который должен был иметь не только особые навыки, но и интуитивные способности, чтобы вычислить в фазе ручного выдувания («свободный выдув» «soffio libero» o «a bocca») баланс между толщиной центральной стенки (туловища) и горлышка.

Стилисты для звезды

Кто же первый придумал одеть на неё «платье» из длинных листьев болотной травы, «sala» o «stiancia» (Typha latifolia), которую собирали возле Биентины, Фучеккио и устья реки Арно, сушили на солнце и отбеливали серой, чтобы создать цвет похожий на солому. Возможно, некий Nicholaio di Ghino родом из Гамбасси в Вальдельсе – один из самых известных стеклодув Флоренции, владелец печей в зоне Сан Марко, который в инвентаре 1435 года, заявляет, что имеет «закупленной на 4000 либре травы «sala» для плетения и столько же бутылок».

Поклонники

Уже на фресках XIV века (1352) эмилианского художника Томазо да Модена, изображающего Сан-Джероламо, сидящего среди книг с намерением изучать древние тексты, мы находим её подвешенной на верёвке, как говорится в тосканском диалекте – «без задницы» (senza culo del fiasco). Кто знает, что она содержала, возможно, вино или чернила, но факт, что пузатенькая тосканская Дама уже отправилась путешествовать за пределы региональных границ.

Конечно, она не могла обойтись без своей свиты, флорентийских Маэстро, которые, дабы не позволить никому создать что-либо подобное и исказить её девичью красоту, стали распространять традицию производства по всей Италии, продавая с XV века бутыли разной вместимости.

Традиция не рецепт

Первые «Даммиджана» – смешные огромные пузатые бутыли появились от бедности, и назывались «четверть» (di quarto), объёмом 5,7 литра. Второй объём «полчетверти» (di mezzo quarto) на 2,8 литра и, наконец, маленькая Дама – «метаделла» (di metadella) на 1,4 литра, поскольку в небогатой провинции, не каждый винодел мог себе позволить приобрести бутыли из более толстого стекла.

Они имели хрупкое дно, на стол их не ставили, и перевозить их было неудобно, поэтому она получила достойный переплёт в виде подставки для укрепления дна, оплетающий бутылку для защиты её права на существование.

Это говорит о том, что торговля вином и маслом процветала, и пользовались нашей Дамой все – христиане в своих нуждах, торговцы для розничной продажи. А влюблённые художники продолжали её запечатлевать на холстах, как Доменико Гирландайо, где горничная в «Рождестве Иоанна Крестителя» («Natività di Giovanni Battista» capella Tornabuono, Santa Matia Novella) несёт две маленькие фияски привязанные к запястью.

Чуть больше размерами и удобные для транспортировки, он же изобразил на люнете флорентийского оратория братства Буономини Сан-Мартино (1480), в момент раздачи монахами хлеба и вина людям, оказавшимся в затруднительном положении, подтверждая, что эти продукты считались энергичной и питательной пищей, и как напоминание об обряде Евхаристии.

В «Метаделла» (di metadella) 1,4-литровых бутылках самого маленького размера, хранили креплёное и сладкое вино, часто изображая на картинах XV века в момент переливания в кувшин или стаканы – роженице для восстановления сил после родов. Сандро Боттичелли в сцене банкета для Настажио дельи Онести (Nastagio degli Onesti 1483 года) изображает две большие винные фияски, как спрятанные от солнечных лучей за стволом дерева.

Продолжение следует